Gerb.jpg (3778 bytes)

КРЕЙСЕРА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ   
такр

МИНСК

такр

НОВОРОССИЙСК

Крейсера императорского флота России

    1. История возникновения и развития кораблей класса крейсеров

На главную страницу

1858 - 1861 годы

1867 год

1884 год

1886 год

1895 год

Нач. ХХ века

     2. Первые крейсера российского флота на Тихом океане.

1863 год

1881 год 1894 год 1895 год 1898 год
Броненосные крейсера

    1.

Легкие крейсера        Во времена парусного флота не существовало крейсеров как специального класса боевых кораблей. Этим словом обозначался тогда не класс, а    оперативная задача корабля назначение в крейсерство, то есть плавание в назначенном ему месте. Требования же крейсерской службы, были необычайно разнообразны и включали в себя следующие задачи:

     - наблюдение за местонахождением неприятеля и его действиями;

     - проведение небольших тревожащих операций, отвлекающих внимание и силы противника от выполнения своей боевой задачи;

     - охранение своего флота от внезапных встреч с противником;

     - исполнение почтовых поручений;

     - истребление морской торговли неприятеля.      

Тяжелые, Ракетные, Протоволодочные крейсера
Трофеи
      Для действий на коммуникациях, а также для разведывательной службы и для участия в эскадренных сражениях предназначались созданные в XVII веке фрегаты - трехмачтовые корабли, которые к началу XIX века уступали по силе только линейным кораблям и при водоизмещении 1200-1500 тонн несли на одной закрытой и верхней палубах до 60 пушек. За ними шли корветы - 620-630 тонн и 20-30 орудий на верхней палубе, предназначавшиеся для разведок и посыльной службы, а иногда и для крейсерской службы. И, наконец, шлюпы - самые малые из трехмачтовых кораблей (350-400 тонн) - были вооружены 16- 28 пушками и служили как разведывательными и посыльными, так и транспортными и экспедиционными кораблями.
       Чаще всего в крейсерство назначались именно фрегаты, корветы и шлюпы, но это вовсе не значило, что быть крейсером могли только они. Образно говоря, каждый парусник прирожденный крейсер, ибо паруса сообщают ему независимо от размеров отличную мореходность и практически неограниченную дальность плавания. Но зато они не гарантируют кораблю маневренности - необходимейшего в бою качества. Именно маневренность побудила кораблестроителей обратить, внимание на паровую машину, и именно паровая машина внесла принципиально новые обстоятельства в проектирование корабля.
       Русский флот опередил флоты многих других стран в деле применения паровых машин на судах. Россия первенствовала в создании невооруженных колесных буксиров для нужд военно-морского флота и в постройке вооруженных колесных пароходов. Крупным последним успехом отечественного кораблестроения следует считать сооружение первого в мире “большого военного парохода” “Геркулес”, который опередил французский “Гомер” на восемь, а английский “Сидон” на тринадцать лет. Но к началу 1840 - х годов русское кораблестроение стало сдавать свои позиции в деле освоения двух новшеств железных корпусов и гребных винтов. До Крымской войны все железные корабли в составе русского флота были иностранной постройки, а первые винтовые фрегаты, пока еще деревянные, начали закладываться в 1851 - 1852 годах. В ходе войны на русских верфях было заложено также четырнадцать винтовых корветов и шесть клиперов.
         Боевой опыт Крымской войны внес важные перемены в развитие крейсеров. После Синопа артиллерийская мощь корабля стала измеряться не столько числом пушек, стреляющих сплошными ядрами, сколько калибром бомбических орудий, от которого зависела величина разрывного заряда бомбы и ее разрушительная сила. Эта зависимость навела кораблестроителей на идею паровых фрегатов нового типа: вооруженные бомбическими орудиями самого крупного калибра, они должны были одолевать в бою даже многопалубные линейные корабли. Такие корабли при водоизмещении 4700-5500 тонн должны были нести на поворотных платформах 279-мм бомбические пушки, в то время как тогдашние линейные корабли вооружались лишь 203 - 220 мм орудиями. В середине 1850 годов Россия приступает к постройке подобных фрегатов.
         В 1858 - 1861 годах в строй русского флота вступили фрегаты такого типа “Генерал адмирал” и “Светлана”, строившиеся за границей по русским заказам, и “Ослябя”, “Пересвет”, “Дмитрий Донской”, “Александр Невский”, строившиеся на отечественных верфях. “Александр Невский” был первым боевым кораблем России класса неброненосных и бронепалубных крейсеров. Он имел водоизмещение 4562 тонны, длину 82,9 м, ширину 15,5 м, осадку 6,9 м, мощность 1200 л.с., скорость 11,3 узла. На вооружении фрегата имелось 51 орудие. Со временем возникла острая потребность в кораблях, способных защитить морские коммуникации от набегов вражеских рейдеров. Они не предназначались для боя с линейными кораблями: при умеренном вооружении они должны были иметь высокую скорость хода, чтобы догонять легко вооруженного, но стремительного и верткого противника.

В начало текста

      С 1860 по 1870 годы происходит формирование и развитие нового класса надводных кораблей имя которому - крейсер. Таким образом с этого момента в обиход военно-морской терминологии вошло это примечательное обобщающее слово. Окончательно к началу 1870 года в ведущих морских державах появились такие корабли, а в некоторых из них стали этот класс кораблей подразделять на крейсера первого и второго ранга. Первыми кораблями, принадлежащие к этому классу, считаются пять американских военных фрегатов типа “Вампоноаг”. Строительство этих кораблей начато в 1863 году, а закончено трех первых из них в 1867 - 1868 г.г.
        Новые фрегаты были не совсем одинаковыми. Их водоизмещение колебалось от 3200 до 4400 тонн. Внутри корабля все было буквально забито котлами и машинами, вес которых достигал 1300 тонн. Поэтому и вооружение их получилось слабоватым: всего 17 орудий разных калибров. Зато скорость “вампоноаги” показали по тем временам рекордную более 16 узлов. Они были способны не только захватить любое торговое судно неприятеля, но и вести бой с равносильным вражеским кораблем, совершать долгие плавания в океане и, самое главное, развивать высокую скорость, необходимую для того, чтобы догнать вражеский крейсер.
        Считалось, что этим крейсерам наступательного типа не будут страшны встречи даже с броненосными кораблями противника, ибо благодаря своей высокой скорости они смогут-де выбирать такую дистанцию боя, с которой их могучие пушки продырявят броню любого вражеского крейсера. Однако бой английского “Шаха” со старым чилийским монитором “Гуаскар” в 1877 году показал, что подобные умозрительные соображения невозможно соблюсти в условиях реального боя. И назначенная британским адмиралтейством комиссия с грустью убедилась: английские неброненосные фрегаты не в состоянии соперничать с крейсерами, которые строились в России с начала 1870-х годов.
         Проектированием крейсеров для российского флота занимался контр-адмирал А. Попов. Считая, что русские корабли должны превосходить английские железные фрегаты “Инконстанты”, А. Попов предложил заменить четыре корвета, намеченные к постройке, четырьмя броненосными фрегатами. Два таких фрегата “Князь Пожарский” и “Минин” в это время уже находились в постройке. Первый из них, спущенный на воду в 1867 году, был построен целиком из русского железа. А на изготовление каземата пошла первая броня, прокатанная на Ижорском заводе. Летом 1873 года он отправился в практическое плавание в Средиземное море, став первым русским броненосным крейсером, вышедшим за пределы Балтийского моря.

В начало текста

       Иначе сложилась судьба первоначально однотипного с “Пожарским” фрегата “Минин”. Заложенный в 1864 году, он, еще находясь на стапеле, начал бесконечно переделываться, пока, наконец, работы на нем не были полностью прекращены. Лишь в 1874 году Попов по поручению морского ведомства осмотрел недостроенный корпус корабля и представил свои соображения о его дальнейшей судьбе. Конструктор буквально вдохнул новую жизнь в корабль, простоявший у стенки почти десять лет, и когда в 1878 году “Минин” вступил в строй, он оказался одним из сильнейших в мире крейсеров.
       Одновременно с достройкой “Князя Пожарского” и “Минина” на петербургских верфях были заложены два спроектированных А. Поповым броненосных фрегата – “Генерал-адмирал” и “Герцог Эдинбургский” водоизмещением 4600 тонн. Эти крейсера были вооружены мощной для кораблей этого класса артиллерией: 4 – 203 мм орудия в бортовых выступах (спонсонах) на верхней палубе и 2 – 152 мм, по одному в носу и в корме на поворотных платформах. Скорость хода первого корабля составляла 13,6 узла, а второго 15,3 узла. Крейсера эти могли ходить и под парусами.
       Для океанского крейсерства в период с 1853-1880 г.г. были построены на русских верфях восемь винтовых с парусным вооружением неброненосных клиперов водоизмещением 1330 т, со скоростью хода 11-13 уз, вооруженных тремя 152 мм орудиями на верхней палубе с поворотными платформами. Первые четыре клипера “Крейсер”, “Джигит”, “Разбойник” и “Стрелок” делались из железа с деревянной обшивкой подводной части. Остальные четыре клипера “Наездник”, “Пластун”, “Вестник” и “Опричник” по предложению адмирала А. Попова строились композитными, то есть с железным остовом, но с деревянной обшивкой. Для защиты от обрастания подводная часть этих клиперов была обшита цинковыми листами.
        Сосредоточив главное внимание на броненосных фрегатах и клиперах, русское морское ведомство не могло основательно заняться разработкой винтовых корветов. Назначенная адмиралтейством комиссия пришла к выводу, что вместо таких фрегатов целесообразно строить два типа корветов: один преимущественно парусный для действий на океанских коммуникациях, а другой преимущественно паровой для разведывания движения вражеских эскадр и таких операций, где требуется внезапность и быстрота удара. Отличительной особенностью таких кораблей должна была быть высокая по тем временам скорость под парами до 18 узлов и большой запас топлива при сравнительно небольшой площади парусов. Для получения таких труднодостижимых качеств пришлось применить сталь, два винта и чрезвычайно мощные паровые машины. На корветах “Рында” и “Витязь” в 1884 году русские кораблестроители впервые применили так называемую английскую систему бронепалубной защиты, пороховые погреба и машины прикрывались горизонтальной броней, расположенной выше ватерлинии, и спускающимися под нее броневыми скосами. Именно броненосные фрегаты, бронепалубные корветы и неброненосные клипера, и шлюпы послужили основой для дальнейшей эволюции крейсеров.
       Война с Турцией 1877-1878 г.г. и напряженное политическое положение в Европе обязывали русское правительство иметь в заграничном плавании значительное количество военных кораблей для защиты от возможных неприязненных действий Великобритании. Однако в наличии годных для такого плавания кораблей было мало. В связи с этим последовало оригинальное решение: на зафрахтованном пароходе было отправлено в США 66 офицеров и 600 матросов для приобретения там пароходов, превращения их в военные крейсера и отправление их оттуда в плавание по местам назначения. Таким путем были получены четыре крейсера “Европа”, “Азия”, “Африка” и “Забияка” водоизмещением 3100 т, со скоростью хода 13-14,5 узла, вооруженные каждый 3-152 мм орудиями.
       Со времени постройки корветов “Рында” и “Витязь” и покупки во Франции “Адмирала Корнилова” русский флот не пополнялся бронепалубными крейсерами. Но в начале 1895 года морское министерство с тревогой отметило быстрый рост германского флота на Балтике и решило для противодействия ему построить в числе прочих кораблей семь бронепалубных крейсеров: два малых для разведок и посыльной службы и пять средних для истребления вражеских торговых судов.
        К концу 19-го столетия Россия продолжает развивать отечественный тип крейсера-рейдера. Большая дальность плавания, высокая скорость хода и мощная артиллерия делали русский крейсер опасным противником на океанских просторах. Но в конце 1895 года с возрастанием агрессивного характера японской внешней политики задачи и требования для русских крейсеров резко меняются. Прежде всего, район предполагаемых операций предусматривался не на отдельных вражеских коммуникациях, а вблизи берегов, где автономность и дальность плавания не очень-то важны. Здесь гораздо нужнее была живучесть и хорошее бронирование. Наконец, не исключено, что броненосным крейсерам придется участвовать и в эскадренном бою с вражескими броненосцами. Эти требования положили начало концепции крейсера нового типа, у которого за счет снижения запасов топлива усилено бронирование и вооружение при достаточно высокой скорости хода.

       Так логика объективного исторического развития заставила моряков и инженеров заняться проблемой “эскадренного крейсера”. Ясно, что такой крейсер, предназначенный для разведки и дозора при эскадре, должен быть сильным, быстроходным броненосным кораблем большого водоизмещения и с большой дальностью плавания, способным вести бой с равноценными кораблями противника, не прибегая к поддержке эскадренных броненосцев. К этому времени крейсер-рейдер для действия на океанских коммуникациях был разработан так хорошо, что невольно явилось искушение приспособить его для новых целей, увеличив скорость и бронирование за счет снижения дальности плавания. Так в конце XIX века в России появились броненосные крейсера нового типа “эскадренные крейсера”.

          С 1886 в российском флоте появляется еще один тип крейсера - это минный крейсер. Первым кораблем этого подкласса был “Лейтенант Ильин”, построенный на Петербургском Балтийском заводе. Этот корабль имел легкую 20 - мм покатую броневую палубу над машинным и котельным отделением, а выше ее, вдоль бортов, - коффердамы, набитые целлюлозой. Основное предназначение таких кораблей - нарушение морских коммуникаций противника и активная минная постановка.
          Таким образом, к началу XX века крейсера российского флота разделились на три подкласса: крейсера 1 ранга - это броненосные и линейные крейсера; крейсера 2 ранга - неброненосные и бронепалубные крейсера; и третий подкласс - это минные крейсера.

В начало текста

 

2.
         История освоения русского Дальнего Востока, все важнейшие события, способствовавшие утверждению русской государственности на его берегах, неразрывно с действиями сил флота. Для открытия, описания, охраны русских земель на Тихоокеанском побережье требовались корабли, которые могли совершать автономные длительные океанские плавания. Первыми крейсерскими силами на Дальнем Востоке в 1853 году были: “Аврора”, “Паллада”, “Двина”, “Оливуца”, транспорт “Князь Меньшиков” и шхуна “Восток”. В 1854 году эти силы пополняются фрегатом “Диана” и бригом “Восток”. В 1856 году прибыл, заказанный в США корвет “Америка”, а летом 1858 года пришла совершившая плавание эскадра капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова, состоявшая из паровых корветов “Воевода”, “Новик”, “Боярин” и клиперов “Пластун”, “Джигит”, “Стрелок”.

         Роль русского флота в международной политике проявилась во время его так называемой “Американской экспедиции”, когда в Нью-Йорке и Сан-Франциско в конце сентября - начале октября 1863 года были сосредоточены готовые к действиям в океанах две русские крейсерские эскадры. Балтийская эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского состояла из парусно-паровых кораблей: “Александр Невский”, “Пересвет”, “Ослябя”, корветов “Варяг” и “Витязь”, клипера “Алмаз”. Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова состояла из корветов “Богатырь”, “Рында”, “Калевала” и клиперов “Абрек”, “Гайдамак”, “Новик”. На случай войны эскадре была поставлена задача всеми возможными и допустимыми средствами, действовать против английских торговых судов и колоний. Визит кораблей и их последующие плавания у побережья Америки в 1863-1864 г.г. содействовали установлению прочных дружественных отношений между США и Россией.        

         Исходя, из полученного опыта в 1869 году с целью обеспечения постоянного присутствия русского флота в океанах и для защиты русских интересов на Дальнем Востоке было решено сформировать четыре крейсерских отряда. Каждый из них должен был состоять из одного корвета и двух клиперов. При трехгодовой службе одному из этих отрядов была поставлена задача, находиться на станциях в Тихом океане, второму – в Кронштадте на ремонте, а двум остальным находиться в пути: - один на Балтику, другой с Балтики. В начале 1869 года адмиралу А. Попову поручили спроектировать корабли, предназначенные для службы в этих отрядах.

В начало текста

           В 1880 году обострилась обстановка на Дальнем Востоке. В Средней Азии возник конфликт между Россией и Китаем. Ожидалось выступление на стороне Китая английского флота в Тихом океане. Для предупреждения английского вмешательства на Дальнем Востоке была создана мощная крейсерская эскадра русского флота. В составе эскадры было два отряда: первым отрядом командовал контр-адмирал О. Р. Штакельберг, а вторым контр-адмирал Асланбегов. В первый отряд вошли броненосный фрегат "Минин", крейсера "Европа", "Африка", клиперы "Джигит", "Наездник", "Пластун" и "Стрелок". Во втором отряде находились броненосный фрегат "Князь Пожарский", крейсера "Азия", "Москва", клиперы "Крейсер", "Разбойник", "Забияка" и "Абрек". Наличие сил флота обусловили разрешение конфликта мирным путем.

           В 1881 году правительством России была разработана кораблестроительная программа на 20 лет. Согласно этой программе для ограждения интересов России от покушений со стороны европейских государств на Тихом океане надлежало держать сильную крейсерскую эскадру, способную угрожать колониям и морской торговле потенциального противника. Костяк такой эскадры должны составлять броненосные крейсера, а комплектоваться она должна была на Балтийском море. Планировалось создать четыре крейсерских отряда (по три крейсера в каждом), способных обеспечить интересы России в Тихом океане против возрастающего там влияния Великобритании и Японии.

           Эти соображения определили характерные особенности русских броненосных крейсеров, крейсеров одиночек, предназначенных для истребления вражеской торговли. Во-первых, поскольку балтийскому флоту предписывалось исполнять роль резерва для Дальнего Востока, русским крейсерам требовалось совершать весьма дальние переходы. Для получения нужной дальности и автономности плавания они были снабжены парусным рангоутом. Во-вторых, во время крейсерских операций на торговых путях они должны были настигать быстроходные торговые корабли противника – отсюда их сравнительно высокая быстроходность. И, наконец, в-третьих, их артиллерия значительно превосходила артиллерию любого вооруженного парохода и была достаточна для боя с любым неброненосным кораблем неприятеля.         

        Также в 1881 году было созвано особое совещание в составе военного министра, министра иностранных дел и управляющего морским министерством для определения путей развития флота. Действия Тихоокеанского флота рассматривались как оборонительные в будущей войне. Поэтому основное внимание обращалось на создание инженерных и артиллерийских частей на Дальнем Востоке, на постановку минных заграждений. Намечалось иметь на Тихом океане небольшую военную флотилию только для связи между береговыми объектами и для ведения разведки. Таким образом, этот период характеризуется слабым поступлением кораблей для Тихоокеанского флота.

В начало текста

         Последующие сообщения командира Тихоокеанской эскадры вице-адмирала П. Н. Назимова в Петербург о встрече в Гонконге 14 боевых кораблей китайского флота и 18 боевых кораблей японского флота у берегов Японии, привели к тому, что русское правительство начало принимать меры для укрепления обороны Дальнего Востока.

        В этот период Тихоокеанская эскадра по-прежнему готовилась к крейсерским операциям, считая главным своим противником английский флот. Основными задачами русских военных кораблей на Тихом океане в мирное время были обеспечение политического влияния России в соседних государствах и охрана русских торговых судов. С началом боевых действий Тихоокеанской эскадре ставилась задача нанесения удара по противнику, переноса войны в океан или неприятельские воды с целью отвлечения сил противника от берегов России. Главное место отводилось крейсерским операциям, которые должны были распространиться на Индийский океан, берега Австралии и Западной Америки.             

        Японо-Китайская война 1894-1895 гг. изменила планы в отношении Дальнего Востока. Проникновение Японии в Корею лишило русский флот свободного плавания по Корейскому проливу. Это не устраивало русское государство, так как затрудняло действия Тихоокеанской эскадры. В этот период русской эскадрой командовал вице-адмирал С. П. Тыртов. Она состояла из крейсеров 1 ранга "Адмирал Корнилов" и "Адмирал Нахимов", крейсеров 2 ранга "Разбойник" и "Забияка", шести миноносцев и трех миноносок. В мае-июне эскадра пополнилась крейсером 1 ранга "Рында" и крейсером 2 ранга "Крейсер".

В начало текста

         После поражения Китая в войне правительством России принимается решение по укреплению военно-морских сил Дальнего Востока с целью противодействия стремлению Японии укрепиться на берегах Кореи. Из Средиземного моря на Тихий океан направляется эскадра под командованием контр-адмирала С. О. Макарова в составе эскадренного броненосца "Император Николай I", крейсеров "Память Азова" "Владимир Мономах", канонерских лодок "Гремящий" и "Отважный", минных крейсеров "Всадник" и "Гайдамак". В июле 1895 года главные силы русского флота собрались во Владивостоке, где был произведен посильный ремонт.
          Несмотря на значительное увеличение русских военно-морских сил на Дальнем Востоке, Россия отставала от Японии. Действия русских кораблей во время подавления восстания в Китае показали, что в русской эскадре мало крейсеров 1 ранга. После решения вопроса об аренде Порт-Артура (15 марта 1898 г.) отношения с Японией еще более обострились. С осени 1898 года прекращена отправка русских кораблей на ремонт в порты Японии. Тихоокеанская эскадра к тому времени имела в своем составе семь крейсеров 1 ранга "Адмирал Корнилов", "Адмирал Нахимов", "Рында", "Память Азова", "Владимир Мономах", "Рюрик", "Дмитрий Донской"два крейсера 2 ранга "Разбойник" и "Забияка". Кроме этого в состав Сибирской флотилии входили один крейсер 2 ранга "Джигит", два минных крейсера "Всадник" и "Гайдамак".

В начало текста

Хостинг от uCoz