1.JPG (1890 bytes)2.JPG (3154 bytes)

NAME.GIF (4298 bytes)
PR.GIF (5416 bytes)
1-1.JPG (4083 bytes)
TEXT.GIF (23538 bytes) Флаг организации

На главную страницу

Владимир Ульянич

28-я годовщина подъма Военно-Морского Флага СССР на такр "МИНСК"!

 

28-я годовщина подъёма Военно-Морского Флага СССР  на такр “Минск”

               (Статья в газету Черноморского флота “Флаг Родины”.)

 

18 февраля исполняется 27 лет со дня подъёма Военно-Морского Флага СССР на тяжёлом авианосном крейсере “Минск”. Для каждого военного корабля и его экипажа этот день является священным и ежегодно отмечается, как корабельный праздник.

Такр “Минск”– второй в серии кораблей проекта 1143, детище Невского ПКБ (г. Ленинград) и Черноморского судостроительного завода (г. Николаев). Каждый корабль этой серии: “Киев”, “Минск”, “Новороссийск” и “Баку”, – имел свои собственное лицо и историю, достижения и традиции. История этих кораблей одновременно славная и трагичная. (С непростой и захватывающей историей проектирования, строительства, испытаний, эксплуатации этих кораблей с цифрами и датами можно подробно ознакомиться на сайте  www.avianosec.com.)

Поздравляя всех с этой датой, хотелось бы ещё раз вспомнить и воздать должное, хотя бы в памяти, тысячам и тысячам проектировщиков, николаевских корабелов, контрагентов, моряков и лётчиков, проектировавших, строивших, осваивающих и эксплуатирующих крейсер и его вооружение. Невозможно сегодня не вспомнить имена таких знаковых личностей в истории крейсера, как Генеральный конструктор А. Маринич, Главный строитель И.Винник, первый Командир В.Гокинаев.

У входа в кают-компанию офицеров “Минска” размещалось бронзовое панно, с пророческими словами: ”Тяжёлый авианосный крейсер “Минск” создан советским народом для обеспечения безопасности и государственных интересов Союза Советских социалистических республик.“

Распад Советского Союза по злой иронии судьбы поставил точку в биографии первых четырёх советских авианосцев, а также недостроенных авианосцев новых проектов “Варяга” и “Ульяновска”, так как не стало государства, для обеспечения безопасности и государственных интересов которого создавались эти суперкорабли. Не хотелось бы сегодня снова вспоминать о том смутном времени, о трагедии Флота. Обо всём этом много сказано и написано; не  рассосались и, по-видимому, никогда не рассосутся рубцы в душах и умах соотечественников, для которых события 90-х годов прошлого столетия стали личной трагедией. 

 

Что поделаешь, брат, если Флот на мели.

Как такое могло приключиться?

Летаргическим сном в базах спят корабли,

Севастополь уже – заграница.

За окном всё не так – перевёрнутый мир –

Всё другое: и нравы, и мода.

Ничего, что нельзя, закури Командир.

Как всегда, бросим с нового года.

 

Пусть не нам паруса и сердца, в полный рост,

Расправляют крутые пассаты,

И от скуки теряет напыщенность звёзд,

Обленившийся флаг полосатый.

Нашей памяти чистый и твёрдый сапфир

Ярче в синее крась, помоги ей.

Пусть хранит просолённую жизнь, Командир,

А не только по ней ностальгию.

Если море осталось, то будет и Флот.

Он прорвётся сквозь тину гнилую.

Но не нам проводить капитальный ремонт

И не нам ему петь “аллилуйя“.

Пусть вины и удач, редкой тяжести, груз

Давит грудь справедливо и веско:

Нам скомандуют скоро: На Флаг и на Гюйс!..

Вот уже протрубили “Повестку“.*

По   “пять капель“ в бокал,

Чтоб мозги повело.

Верю, кончится бал,

Где командует зло.

Пусть нас било порой

Часто сзади и влёт,

Мы не портили строй,

Мы не предали Флот.

Не забудется это,

Будет вечно идти по пятам:

Вместе с Флотом мы прожили время расцвета

И мы не были лишними там!..

 

Но вернёмся к началу. Если экипаж первого авианосца “Киев”, который ушёл на Север, комплектовался из офицеров и мичманов Черноморского флота, то, следуя этой парадоксальной кадровой логике,   первый тихоокеанский авианосец должен был комплектоваться на Севере. “Минск“ начинался на Северном флоте. Каждый, кому довелось вписать своё имя в историю корабля, прошёл свой единственный и неповторимый путь к нему.

Конечно, призрак славного предшественника – тяжёлого авианосного крейсера “Киев“ – незримо присутствовал как в предродовых схватках, так и при рождении и первых шагах экипажа. В кают-компаниях Атлантической эскадры живо обсуждались достоинства и недостатки этого суперкорабля, обсасывались невероятные истории, случавшиеся на нём, которые регулярно поставляло сарафанное радио. Что там было правдой, а что флотским фольклором – теперь уже не важно, но комплектование экипажа на волне этих “страшилок“ шло непросто. К тому же пример “Киева“ показывал, что строительство и сдача будут долгими, а упорно ходившие слухи о том, что после всех семейных, бытовых и финансовых неурядиц “очень повезёт и дорога приведёт на Тихоокеаский флот“, подталкивали мозг к простой, может, не очень мужественной мысли: пусть повезёт другому.

Тем не менее, с огромным напряжением, личными трагедиями, надеждами и  разочарованиями экипаж был сформирован и покинул родной Североморск. Позади –  бывшие родные корабли, какой-никакой быт, “полярка”;  впереди – путь, который у моряка единственный – славный. Большая часть экипажа уже познакомилась с первым авианосцем во время стажировки на нём в Североморске. Первое впечатление от “Киева“ навсегда в памяти в мельчайших деталях. Всё было нереально и фантастично: нависающие над головой громады борта и надстройки; нескончаемый “золотой“ трап в ходовую рубку, ассиметричная форма корпуса. Поперечный коридор в сторону кают-компании, поначалу вполне можно было принять за продольный. В таком случае вопрос: “Куда я иду? В нос или в корму?” – от души веселил личный состав. А ещё пурга на бескрайней полётной палубе, нереальная кубатура ангара – всё это беспощадно разрушало стереотипы не совсем уже зелёного военно-морского сознания.

Черноморский флот, Николаев, Севастополь занимают особое место в биографии крейсера и его первого экипажа. Во временном измерении – это почти три года (1976-1979 г.г . ), сопровождавшиеся нечеловеческим напряжением сил, бытовой неустроенностью и гордостью за личную сопричастность ко всему происходящему. Ходовые и государственные испытания, принятие крейсера от промышленности, ввод в состав сил постоянной готовности и подготовка к переходу на Тихоокеанский флот – во всё это внесли свою весомую лепту моряки-черноморцы.

Семь месяцев такр “Минск” входил в  состав 30-й дивизии противолодочных кораблей. Командир  дивизии Ю.Стадниченко, начальник штаба В.Калабин, офицеры штаба дивизии, служб и управлений флота оставили на “Минске” не восстановленные нервные клетки, бессонные ночи, головную боль, заслужив уважение и добрые воспоминания экипажа. И сейчас через годы в памяти всплывает картина, где командир дивизии в адмиральской форме помогает нижним чинам толкать самолёт по полётной палубе при искусственно создаваемой бортовой качке. А разве забыть филигранные действия вспомогательного флота (семь буксиров!) при обеспечении постановки крейсера в Северный док или к Угольной стенке.

Выход “Минска” из Чёрного в Средиземное море происходил под руководством Командующего Черноморским флотом адмирала Н.Ховрина. Даже сейчас мне, как очевидцу и участнику, те события в свете современных реалий кажутся невероятными. Ведь через проливы вслед за лидером (скр “Деятельный”) шли такр“Минск”, бпк “Петропавловск”, бпк “Ташкент”, скр “Грозящий. А когда в Средиземном море к ним присоединились  бдк “Иван Рогов”, ” и тн “Борис Бутома”, образовалось соединение из шести (!) новых кораблей для пополнения Тихоокеанского флота.  Встречный бой нашего отряда с авианосной группировкой Северного флота во главе с такр “Киев” являлся грозной демонстрацией силы и нашего присутствия в Средиземном море, вселял в сердца моряков  гордость за свою страну и свой Флот. Для многих одним из самых эмоциональных взлётов за всю службу на Флоте был ритуал прощания отрядов кораблей Северного и Тихоокеанского флотов. На полном ходу такр “Киев”, проходит по левому борту “Минска”. Вдоль бортов выстроены экипажи, играет оркестр. На глазах многих моряков – слёзы…

                                    

Построить корабль и посадить на него самолёты – это очень много, но далеко не всё. Мучительная ломка стереотипов в сознании, как авиаторов, так и корабелов, продолжалась долго и не у всех завершилась с положительным результатом. Авиационно-корабельный комплекс вынашивался в страданиях, зачастую методом проб и ошибок. А кого винить в этом? Почти всё делалось впервые, и масштабность личных свершений (выражаясь языком того времени) внутренне будет оценена значительно позже.

Появления лётчиков на корабле ждали с нетерпением и встретили с придыханием. Но вот, появившись, они в лётных “комбезах“ посещают салон офицеров и кают-компанию. Безобразие!!! Их, в свою очередь, раздражает  восприятие полётной палубы некоторыми корабельными начальниками, как места построения личного состава, – и не более. Её занятость летательными аппаратами воспринимается, как трагедия: а   где же построение по  “Большому сбору“ проводить? Вспоминаются, ставшие хрестоматийными, слова старпома: “Корабль задачу К-2 отрабатывает, а я должен на их полёты отвлекаться!“

Но вот   мелодичный шелест винтов вертолётов и убийственный рёв взлетающих и садящихся “ЯКов“ становится органичным и без них на корабле становится скучновато. Авиаторы – как один! – ходят в тельняшках, и уже Командир на запрос с СКП* откликается  вальяжным: “Отвечаю“, –  вместо драйвового посыла: “Есть!“ На многих заведованиях появляется гордая надпись: “Обслуживает ЛА*“, – это уже что-то вроде знака качества.

 

_____________________________________________________________________

*      СКП (стартовый командный пункт) – пункт управления палубной авиацией.

*       ЛА    летательный аппарат. 

Ещё в Чёрном море произошли события, которые перевернули сознание всех уровней командования и экипажа, кровью, дымом и гарью переписали многие инструкции и наставления. Люди взрослели на глазах, только сейчас начиная понимать, что такое авианосец, и что новые сюрпризы, новые открытия, самые неожиданные взлёты и падения – впереди. Это сейчас задним умом многое представляется очевидным. 

А тогда необходима была катастрофа майора Ивана Бескровного с падением самолёта в воду в нескольких метрах от борта, вдоль которого стоял экипаж, чтобы прекратить строить личный состав на баке во время полётов. Не катапультировавшись в аварийной ситуации, лётчик предотвратил падение самолёта на строй, в котором стояло не менее 800 человек, ценой своей жизни. Аварийная посадка подполковника Милёхина со скоростью около двухсот километров в час закончилась жестоким столкновением его “ЯКа“ с ещё двумя самолётами, после чего взметнувшееся десятиметровое пламя раз и навсегда заставило держать полётную палубу свободной на всех взлётно-посадочных площадках до окончания лётных смен. Наверное, именно в этом случае грань между понятиями “происшествие“ и “масштабная катастрофа“ была самой хрупкой в истории “Минска“. И спасибо высшим силам, а в особенности не растерявшемуся матросу, своевременно и героически погасившему взметнувшееся пламя с помощью лафетного ствола.

 

Со временем командир “Минска” Виктор Александрович Гокинаев стал появляться на ходовом в лётном комбинезоне, чем ввёл в абсолютное заблуждение разведку вероятного противника. Когда на одном из учений он, оговорившись, скомандовал: “Условный пуск крылатой ракеты “Базальт“ с фактическим запуском ПД (подъёмного двигателя самолёта)“–  вместо МД (маршевого двигателя крылатой ракеты) – никто уже особо не удивлялся. На авианосце чай служим! Его выражения: “Мои лётчики… Я сегодня летаю“, – не казались нескромными. Наоборот, появлялась уверенность: если создание лётно-корабельного симбиоза возглавляет сам Командир (как и положено!) – значит, победа будет за нами.

На корабле есть чудное очень часто повторяемое выражение: минуту ждать! Почему чудное? Да потому, что им можно ответить любому на любой вопрос, в особенности по трансляции, и минута в этом выражении совершенно не является единицей времени. Когда лётчики стали употреблять это выражение, я понял: точка возврата в процессе нашего сближения – пройдена.

Идут плановые полёты. “Як“ заходит на “бурунную“ мишень для бомбометания.

  На “боевом“… Цель вижу…, –  и пилот ожидает услышать от руководителя полётов: “Атаку разрешаю“, – чтобы немедленно выполнить задачу и вывести самолёт из пикирования.

А руководитель полётов, устав от назойливых вызовов ходовой рубки, путает микрофоны и посылает в эфир: “Минуту ждать!“

Со временем взаимные доброжелательность, уважение, восхищение переросли в настоящую мужскую дружбу между многими моряками и лётчиками. Ездили семьями друг к другу в гости, вместе праздновали праздники. Эти связи у многих сохранились до сих пор, несмотря на то, что время разбросало друзей по разным городам, а то и странам.

 

Особая страница в биографии “Минска” – испытания и совершенствование боевых возможностей, способов боевого применения самолётов и вертолётов. Конструкторы, ведущие испытания инженеры, инженерно-технический и, конечно, лётный состав институтов и фирм основательно и органично заняли свою нишу в бурлящем котле крейсерской жизни.  Лётчики – испытатели Олег Кононенко, Михаил Дексбах, Владилен Хомяков, Валентин Назарян, Юрий Митиков, Николай Белокопытов, Николай Рыжков, Юрий Иглин и другие стали любимцами экипажа. Ими восхищались и гордились, радовались их успехам и достижениям, по возможности, кто как мог, пытались оказать помощь в адаптации к непривычному корабельному быту.

Вспоминается такой случай. За несколько дней до празднования Нового 1980 года, потерпел аварию экипаж Кононенко-Дексбах при выполнении взлёта с коротким разбегом на учебно-боевом Як-38у.

Олег Григорьевич Кононенко – скромный интеллигентный неординарный человек, выдающийся лётчик, первым посадивший Як-38 на такр “Киев”. Мы знали, что он зачислен в группу Игоря Волка для подготовки к полётам на космическом корабле “Буран“, что в его в лётной книжке записи о полётах на около сотни типах летательных аппаратов. Раскрыв рты, мы слушали рассказы о работе, о его видении путей развития палубной и космической авиации.

Михаил Сергеевич Дексбах – легендарный лётчик фирмы Яковлева, Герой Советского Союза. В 1972 году он первым в истории отечественной авиации посадил самолёт на палубу корабля – это был крейсер “Москва“ – и произвёл с неё взлёт.

Но вернусь к прерванному рассказу. Спарка в тот раз прошла срез полётной палубы и, не взлетев, опустилась на воду. Дексбах дёрнул ручки системы аварийного покидания самолёта одновременно с касанием самолёта водной поверхности. На “спарке“ кресла выстреливаются под небольшим углом в разные стороны относительно друг друга. А с правой стороны нависала десятиметровая громада борта “Минска“. Если бы самолёт при падении немного не развернуло, могла бы случиться трагедия. Но, к счастью, всё обошлось.

Кононенко на парашюте спустился в море. Его, переохлаждённого из-за попадания в спасательный костюм ледяной воды, доставил на борт барказ. Дексбах приземлился на палубу практически сразу же после раскрытия купола. Ещё бы! Катапультирование с высоты минус десять метров! К тому же, рядом надстройка, антенны – ужас! И какое же надо иметь самообладание, чтобы вскоре между лётчиками состоялся диалог.

  Олег, ну ты как?

  Как, как… Придумали систему… Как хохол – так в море, а как еврей – так на палубу!..

И никакой оракул не мог предположить, что вскоре, 8 сентября 1980 года в Южно-Китайском море на глазах у всего экипажа самолёт Кононенко с бортовым номером 45 скроется под воду при выполнения испытательного взлёта с коротким разбегом…

 

Около десяти лет  “Минск” прослужил на Тихоокеанском флоте полнокровной боевой жизнью. Омрачало его боевую деятельность то, что средства боевого обеспечения катастрофически не соответствовали величию и значимости авианосца. У причала, который строился для него лет двадцать, крейсеру так и не удалось постоять. На виду у всех он, как и его братья,  медленно умирал,  “выбивая” на рейде драгоценный моторесурс котлов, турбогенераторов и других механизмов. Неоднократно при суровых дальневосточных ветрах рвались якорь-цепи, бриделя, и каждый раз, благодаря мастерству Командиров и экипажа, счастливому случаю, удавалось избежать посадки на мель и всего непредсказуемого, что могло бы последовать за этим.

Драматические перестроечные времена перечеркнули, казалось, уже реальные сроки перехода “Минска” в Севастополь и Николаев для производства среднего ремонта и модернизации. Преданный личностями, беспринципно и нагло ловившими крупную рыбу в той мутной воде, он был законвертован, и, не преодолев экватора предназначенной ему жизни, был выведен из боевого состава ВМФ, а впоследствии продан на металлолом. В настоящее время в виде развлекательного комплекса “Минск-world” на рейде китайского города Шеньчжень он радует своими аттракционами и казино жителей Поднебесной и её гостей. Как к этому относиться? Я думаю, – индивидуально. Для меня это уже другой корабль, как и училище в Стрелецкой бухте, которое раньше было тоже моим.

 

Иногда видеомагнитофон воспроизводит записи разных лет, возвращая в то светлое время. “Минск“, самолёты и вертолёты, лица друзей – всё звенит, сверкает, живёт полнокровной жизнью.

А вот и другие кадры, от которых сжимается сердце и холодеет  душа: “Минск“ и  “Новороссийск“ в Советской Гавани, где то, что ещё не разрушено, уничтожается взрывами; а вот брошенные и уже изуродованные самолёты и авиационная техника на береговом аэродроме. Вскоре после вывода “Минска” из боевого состава был сокращён и отдельный корабельный штурмовой авиационный полк.

Полк расформировали быстро и безжалостно в 1995 году. Тогда ещё можно было легко найти в библиотечном хранилище местного Дома офицеров восторженные слова о полку вертикальной авиации и его людях. Не успевшие  пожелтеть страницы “Красной звезды“, “Морского сборника“, “Боевой вахты“, да и центральных газет, дышали пафосом журналистских находок: “… рыцари вертикального взлёта“,  “…воздушные короли моря“, “…небесные гусары над волной“.

На мероприятиях, связанных с расформированием полка, не было отмечено присутствия никаких официальных представителей флотского и авиационного  командования, гражданских властных структур. Вероятно, запамятовали они о славном боевом пути 311 окшап и его людях. В суматохе более важных и полезных для себя дел не вспомнили, например, что заместителю командира 311-го окшап подполковнику Чурилову Юрию Ивановичу единственному в истории послевоенной морской авиации было присвоено звание Героя Советского Союза. Или что год назад два друга, ставшие на крыло в этом полку, лётчики-испытатели Александр Раевский и Вячеслав Петруша в тяжелейших условиях после развала Советского Союза завершили программу государственных испытаний палубного истребителя Су-33, и он был принят на вооружение ВМФ. Александру Раевскому присвоено звание Героя России, и его фамилия навечно войдёт в историю отечественной авиации, как первого военного лётчика, совершившего ночную посадку на палубу авианосца. Впоследствии звание Героя России было присвоено и Вячеславу Петруше.

 

. Не верилось и до сих пор не верится, что таким образом можно было поступить с людьми, делавшими то, чего до них никто не делал. А ведь ещё совсем недавно ожидали принятия на вооружение нового сверхзвукового палубного истребителя  Як-41. Начавшееся комплектование экипажа тихоокеанского авианосца “Варяг“ также сулило новые перспективы и надежды. Казалось, что всё только начинается…

Даже глядя со стороны и не вдаваясь в служебные, профессиональные и бытовые тонкости, нельзя не определить критерий, по которому, пусть и эмоционально, но можно попытаться ощутить те нерв и пульс, на котором жили авиаторы и их семьи, без паники и истерики в течение девятнадцати лет делавшие своё великое дело.

 Вспоминаю виденные на корабле и известные по рассказам аварийные посадки лётчиков Милёхина, Чурилова, Оситнянко, Хавратова-Куликова, Анисимова, Хмарского, Балука и других.

Перебираю в памяти фамилии катапультировавшихся лётчиков полка: Казанцев, Чурилов, Перепечко, Юров, Басов, Оситнянко, Хмарский, Анкудинов, Красовский, Волков, Десятников, Гусев, Воронюк, Колобов, Байструк, Нефёдов, Хливненко; лётчиков-испытателей: Дексбах, Кононенко, Лавриков.

      Лётчик Сакского инструкторского полка Иван Бескровный и Заслуженный лётчик-испытатель СССР Олег Кононенко погибли на “Минске“ на глазах у всего экипажа, а лётчик-испытатель Николай Белокопытов, летавший с нашего крейсера, – в Феодосии.

Навсегда останутся в памяти имена и лица лётчиков 311 окшап Владимира Неудачина, Сергея Сиренко, Валерия Оситнянко, Николая Хапокныша, Александра Коннова, Юрия Белика, заплативших за любовь и преданность небу и морю самую высокую цену – жизнь…

Время не властно над памятью и чувствами экипажа. Ежегодно в Москве, Санкт-Петербурге, Тихоокеанске, Петропавловске-Камчатском встречаются “минчане”, оставшиеся верными своему кораблю и идеалам авианосного братства. В севастопольском “Обществе ветеранов авианесущих кораблей” есть и “минская” ячейка. Последний командир “Минска” Игорь Никитин, Евгений Тимошенко, Анатолий Будяковский, Владимир Сторожук и другие достойно представляют  Флаг авианосца в городе  русской славы.

Наверное, не составит труда сегодня, в день рождения “Минска”, представить его в расцвете, несущегося по волнам нашей памяти под всеми четырьмя машинами, и услышать сквозь рёв самолётов и шелест винтов вертолётов эту негромкую песню:

 

Это кто огромным ростом

Заслоняет горизонт?

То ли айсберг, то ли остров

По фарватеру плывёт.

Кипятит форштевень воду,

Дым валит, в эфире писк,

А на палубе – народу!

Ну, конечно – это “Минск“!

 

На борту, даю вам слово,

Фантастический народ.

Если кто – не Казанова,

То, уж точно – Дон Кихот.

Для лирических соблазнов

Нет ни женщин, ни вина.

А вот мельниц – самых разных –

Извините, до хрена!

 

Чтобы с качеством и быстро

Важный выполнить приказ,

У помощника – канистра,

А у штурмана – компас.

Чтобы план сложился встречный,

Чтобы бридель в клюз зашёл –

Есть у боцмана словечко,

Есть у зама протокол.

 

Мне к чему дурные вести,

Что волнуют внешний мир,

Если Флаг на штатном месте,

И спокоен Командир.

Я расслаблюсь на минуту,

Воскрешу упадок сил –

А меня на стыке суток

Друг в каюту пригласил.

 

А на “Минске“, а на “Минске“

Небеса достать легко:

Облака летают низко,

Самолёты – высоко.

Вертолёт разбудит визгом.

Тосковать там – не с руки.

А на “Минске“, а на “Минске“ –

ВОТ ТАКИЕ мужики!

 




E-mail: gerasinv@vtc.ru
Редактор сайта: Герасин Василий Андреевич
Хостинг от uCoz