РЕКВИЕМ
311-му ОТДЕЛЬНОМУ КОРАБЕЛЬНОМУ ШТУРМОВОМУ АВИАЦИОННОМУ ПОЛКУ.
Кап. 1 р. Запаса
В.Ульянич. (Ulf51@mail.ru)
2004 г, декабрь.
Если бы не было
“Минска“, то и не было бы 311 окшап, и – наоборот. А их бы обоих не было, если
бы не построили самолёт Як-38.
Эти
нехитрые и, может быть, не абсолютные истины
снова и снова всплывают в сознании, когда
видеомагнитофон воспроизводит записи разных
лет, возвращая в то светлое время. “Минск“,
самолёты и вертолёты, лица друзей – всё звенит,
сверкает, живёт полнокровной жизнью.
А вот и другие кадры, от
которых сжимается сердце и холодеет душа: “Минск“ и “Новороссийск“ в бухте
Постовая, где то, что ещё не разрушено,
уничтожается взрывами; а вот брошенные и уже
изуродованные самолёты и авиационная техника на
аэродроме Пристань…
18 августа 1995 года.
Расформированный полк прощается со своим
Знаменем. Десятка два-три офицеров в грустном
строю. Последний командир полка проводит ритуал
по всем канонам. Но явно чего-то не хватает. Не
покидает чувство, что всё должно быть не совсем
так.
Действительно. На
последнем построении полка нет ни одного
старшего начальника, никого из штаба авиации
флота. Ну, хоть бы какого подполковника из отдела
по борьбе с личным составом прислали, и он бы
прочитал памятный адрес от Военного Совета! Никого!
А ведь Пристань и
Романовка прощаются не только с этим полком.
Заканчивается целая эра в истории этих
гарнизонов. Ещё несколько лет назад отсюда
уходили в небо самолёты трёх авиационных частей.
Одна из них была раньше Гвардейским полком, и это
почётное наименование полк получил за боевые
действия в войне с Японией. И некому сегодня
вспомнить, что из этого полка вышел Герой
Советского Союза лётчик-космонавт Алексей
Губарев, и ещё может быть цел тот ДОС, в котором он
жил.
Во, куда хватил! А
нельзя ли взглянуть поближе, в реальную
историческую эпоху?
Действительно. Можно
хоть сейчас зайти в библиотечное хранилище
местного Дома офицеров и разыскать там
восторженные слова о полку вертикальной авиации
и его людях. Не успевшие пожелтеть
страницы “Красной звезды“, “Морского
сборника“, “Боевой вахты“, да и центральных
газет, дышат пафосом журналистских находок: “…
рыцари вертикального взлёта“,
“…воздушные короли моря“, “…небесные
гусары над волной“.
Может быть, вспомнят
сегодня какие-нибудь официальные структуры, что
командиру 311-го окшап подполковнику Чурилову
Юрию Ивановичу единственному в истории
послевоенной морской авиации было присвоено
звание Героя Советского Союза? Или что вот на
днях два друга, ставшие на крыло в этом полку,
лётчики-испытатели Александр Раевский и
Вячеслав Петруша* в тяжелейших условиях после
развала Советского Союза внесли решающий вклад в
завершение программы государственных испытаний
палубного истребителя Су-33, и он был принят на
вооружение ВМФ? Александру Раевскому присвоено
звание Героя России, и его фамилия навечно войдёт
в историю отечественной авиации, как первого
военного лётчика, совершившего ночную посадку на
палубу авианосца. Неужели всего этого мало?
*(В 2004 году лётчику-испытателю
В.С.Петруше присвоено звание Героя России.)
А
вот кадры торжественно-печального банкета,
состоявшегося на следующий день. Потерявший
навсегда блеск и величие Дом офицеров гарнизона
Романовка даже своим непривычным неуютом
навевает грусть. Может быть здесь лётчикам,
инженерно-техническому составу, их жёнам, к
которым был применён принцип
“кошка бросила котят…“, скажут
человеческие слова представители командования
Тихоокеанского флота, авиации флота или
специально приглашённые начальники из эскадры и
дивизии, в состав которых входили авианосные
крейсеры “Минск“ и “Новороссийск“.
Да нет, что вы! И их нет. Никого нет! Некогда!!!
Да, ну и
ладно! Мы-то, есть! И наша память навсегда с нами. И
нам есть о чём вспомнить при встречах по поводу
или просто так. На том банкете я изрядно
повеселил публику рассказом, как их сокращённый
полк неделю назад был включён в состав
участников стратегического командно-штабного
учения Российской Армии “Редут-95“, и мне было
приказано писать боевые распоряжения на участие
полка в противодесантной обороне Южного
Приморья.
Не верилось и до сих
пор не верится, что таким образом можно было
поступить с людьми, делавшими то, чего до них
никто не делал. А ведь ещё совсем недавно ожидали
принятия на вооружение нового сверхзвукового
палубного истребителя Як-41.
Начавшееся комплектование экипажа
тихоокеанского авианосца “Варяг“ также сулило
новые перспективы и надежды. Казалось, что всё
только начинается…
Даже глядя со стороны и
не вдаваясь в служебные, профессиональные и
бытовые тонкости, нельзя не определить критерий,
по которому, пусть и эмоционально, но можно
попытаться ощутить те нерв и пульс, на котором
жили авиаторы и их семьи, без паники и истерики в
течение девятнадцати лет делавшие своё великое
дело.
Вспоминаю
виденные на корабле и известные по рассказам
аварийные посадки лётчиков Милёхина, Чурилова,
Оситнянко, Хавратова-Куликова,
Хапокныша-Анисимова, Барбары, Хмарского, Балука и
других.
Перебираю в памяти
фамилии катапультировавшихся лётчиков полка:
Казанцев, Чурилов, Перепечко, Юров, Басов,
Оситнянко, Хмарский, Анкудинов, Красовский,
Волков, Десятников, Гусев, Воронюк, Колобов,
Байструк, Нефёдов, Николаев, Хливненко;
лётчиков-испытателей: Дексбах, Кононенко,
Лавриков.
Лётчик
инструкторского полка Бескровный и Заслуженный
лётчик-испытатель СССР Кононенко погибли на
“Минске“ на глазах у всего экипажа, а
лётчик-испытатель Белокопытов, летавший с нашего
крейсера, – в Феодосии.
Навсегда останутся в
памяти имена и лица лётчиков 311 окшап Владимира
Неудачина, Сергея Сиренко, Валерия Оситнянко,
Николая Хапокныша, Александра Коннова, Юрия
Белика, заплативших за любовь и преданность небу
и морю самую высокую цену – жизнь.
И никто в эту минуту не
сможет помешать нам поднять воображаемые
стаканы флот- ского спирта:
– Вечная память
ушедшим!
Добра и счастья живым!
До свидания,
полк!
Рёв турбинный умолк.
Не отправишь в архив.
Не уходит в запас.
Ничего не предаст.
Их величество
“МИНСК”.
На посадочном – “Як”.
Приходил, как в
патруль.
Под безумие струй.
И тяну на себя.
Или сорок узлов.
Нас связавшую нить.
Дорогие мои!..
К тем, кто рано ушёл.
Всё несутся машины.