Идти пешком
Военная дурость в отношениях начальников и подчиненных иногда достигает
своего апогея именно в вопросах стремления начальников любыми средствами
доказать свое моральное превосходство над подчиненным силой приказа, и в
вопросах стремления подчиненных противостоять всеми силами этому диктату
(особенно обостряются эти отношения, когда подчиненный видит, что он
нисколько не глупее своего начальника).
Но
это все философия о которой можно писать целые трактаты, сочинения и
диссертации.
Почему-то начальники любят на флоте бить в самое больное место, если
хотят увеществить со всей пролетарской ненавистью нелюбимых подчиненных,
а именно в вопросах отдыха. До сих пор не могу понять почему матросы
служат три года, а солдаты два и это нигде и никем не возвращается, не
компенсируется. Почему у нас не вылезающих из морей и живущих на
кораблях отпуск такой же как и тех, кто служит на берегу. В конце концов
почему у нас пенсия рассчитывается по тем же коэффициентам, так же как у
тех кто служил на берегу?
Матросы служат на кораблях, как проклятые и некоторые не разу не
побывали в увольнении или отпуску за все три года. Офицеры и мичмана
тоже сидят на кораблях как проклятые по поводу и без повода лишаются
схода своими начальниками.
«Сход и отдых надо заслужить самоотверженной службой» - любил
говорить молодым лейтенантам мой командир БЧ-4 капитан 3 ранга Шумко.
В
конце 1975 года у меня родилась в Пскове дочь Ольга. Корабль (ТАКР
«Киев») наш в это время стоял на ревизии в Николаеве после ходовых и
государственных испытаний и зализывал силами всей Советской
промышленности «раны» после первого выхода. Ремонтировалась и
устанавливалась новая техника, резались надстройки, в общем делалось
все, что бы устранить недостатки проектирования, выявленные в ходе
испытаний.
Пройдет зима и весной по большой воде в Бугско-Днепровском лиман-канале
(БДЛК) мы отправимся в далекое плавание навстречу службе на Северном
флоте. Но до апреля еще далеко, на заведовании все нормально – ревизия
моего авиационного комплекса связи закончилась, а тут такое известие.
Родился мой ребенок – моя дочка, моя кровиночка, мое продолжение.
«Вылью в море вина бочку,
До отвала напою!
За рождение, за дочку,
За нее любовь молю!»
Слова сами складывались в стихи, душа пела и радовалась. По обычаю я
накрыл стол в нашей 51 каюте и пригласил самых близких друзей «помыть
ножки» моему первенцу.
«Вить, а ты напиши рапорт отпуск по семейным, может отпустит командир
в Псков слетать на несколько дней. Жену увидишь, а заодно и дочку.
Расскажешь нам. Ведь такое событии один раз в жизни бывает! Командир же
не зверь поймет» - предложил мне мой друг и одноклассник Роберт
Ханов.
«Да напиши рапорт дней на 10, а я подпишу» - продолжил его мысль
мой командир дивизиона Евгений Евгеньевич Соколов.
«Заодно и Новый год дома со своими отпразднуешь» - предложил наш
ЛОР врач Коля Плахов.
«Да не отпустит меня Шумко. Он же спит и видит, как какую бы подлянку
мне сделать. А тем более на Новый год – ни за что не отпустит».
«Ну попытка-то не пытка. Тем более, что у тебя все работы по твоему
комплексу закончились. Все нормально – попробуй. А я так Саможенову (наш
старший помощник командира) завтра на дежурстве намекну на твое событие,
авось прокатит и поможет – он мужик классный» - продолжал вроде как
уговаривать меня Соколов.
Я
и так всеми фибрами своей души стремился во Псков и жену обнять и дочку
повидать. Да разве кто из моряков откажется встретить Новый год в кругу
семьи? Нет очень хотелось к своим, но не хотелось унижаться лишний раз
перед Шумко. Я понимал, что если эта идея придет сверху, то Шумко
сделает все что бы не отпустить меня. Это было уже не один раз и я уже
предвидел его реакцию.
«За Ольгу, за наше потомство!» - подняли тост ребята, и мы все
снова окунулись в радостное веселье моего праздника. А разве много
хороших и приятных минут выпадали нам на корабле? И уж если бы не было
их совсем – то можно было бы совсем не жить и не служить. В Калининграде
вместе со мной переживали радостное событие мои родители – новоявленные
бабушка и дедушка. Не понимали, почему я еще не в Пскове, но разве им
понять все перипетии отношений военных людей, когда в эти отношения
замешаны не устав, а стремление унижения.
На
следующий день вечером меня внезапно остановил в коридоре старпом: «Блытов,
а ты чего скрываешь, что у тебя родилась дочка? Почему еще не стоишь у
родильного дома с цветами?»
«Товарищ капитан 2 ранга, так она у меня в Пскове родилась. Я бы с
удовольствием, но это к сожалению далеко»
«Ну и что, пиши на 10 суток рапорт, а я подпишу. Хоть сейчас и
сегодня же выметайся в свой Псков. Тем более что корабль в заводе стоит
острой необходимости в тебе наверняка за эти 10 суток не появятся. Ведь
полетов не предвидится?» - улыбнулся Вениамин Павлович своей
кривоватой не забывающейся улыбкой и потрепал меня за руку – «Давай
пиши прямо сейчас и ко мне. Командир на берегу и я сразу все подпишу. А
пока ты бегаешь, я дам команду в строевую часть, что бы тебе оформили
отпускной на 10 суток».
«Товарищ капитан 2 ранга меня может не отпустить мой командир БЧ-4»
«Да ладно все знают ваши отношения. Я с ним сам поговорю, а ты бегом
пиши рапорт и к нему».
Я
побежал в каюту, даже не надеясь верить в свое счастье. Душа ликовала.
Если уж Саможенов сказал, что поговорит с командиром БЧ-4 – значит он
поговорит. Вениамин Павлович был человеком слова и если что говорил, то
обязательно выполнял свои обещания. За это его любили и уважали все от
офицеров до матросов.
В
каюте меня ждал сияющий Женя Соколов с портупеей на боку и сине-белой
повязкой «Рцы» дежурного по кораблю: Ну я же говорил, что все будет
нормально. Я ему даже про Шумко намекнул, и он пообещал все взять на
себя. Ну в конце концов не каждый день рождается первый ребенок. Шумко
этого конечно не понять – у него нет детей, а я помню как у меня сынуля
родился …………»
И
Женя пустился в воспоминания, а я уже не слыша его нашел чистый белый
лист и начал писать рапорт.
«Прошу предоставить отпуск сроком на 10 суток в связи с рождением
дочери. Командир группы связи с авиацией старший лейтенант Блытов
26.12.1975 года» - выводила рука казенные слова рапорта, а сердце
билось, как у загнанной лошади – «Неужели я скоро увижу жену,
доченьку мою»
«Ты обязательно телеграмму приложи к рапорту» - доносились до
меня как сквозь вату слова Жени, который выводил своим каллиграфическим
подчерком – «Ходатайствую по существу рапорта с 27 декабря до 6
января. Командир дивизиона радиосвязи капитан-лейтенант Соколов».
«Ну скоро домой, к своим. Сегодня вечером самолет на Москву, в 22
часа улетает» - радовался вместе со мной мой сокаютник, или как мы
иногда шутили «сокамерник» Витя Ястребенко.
«Повезло на Новый год жена подгадала. Будешь Новый год праздновать
вместе с семьей» - обнимал меня за плечи инженер нашего дивизиона
Володя Шакуро.
Я
схватил подписанный Женей рапорт, оглядел всех: «Спасибо за добрые
слова ребята».
«Давай рапорт сюда и телеграмму, я его сам подпишу у Шумко. А ты беги
к каюте Саможенова – он штемпеля поставит на отпускном и лети в
аэропорт, может успеешь на 22 часа».
Времени было 19 часов, и я очень надеялся, что успею на последний
самолет на Москву.
Я
стоял у каюты Саможенова и ждал Соколова с подписанным рапортом. Такие
правила, что рапорт по команде должны подписать все непосредственные
начальники.
«Ну чего там стоишь – заходи бери отпускной» - увидев меня
скомандовал Саможенов прикладывая печать к свежее напечатанному
отпускному. Строевой писарь старшина 2 статьи Воробьев стоял у его стола
навытяжку.
«Так Соколов еще подписывает еще рапорт у Шумко» - только и сумел
вымолвить я.
«Ну задолбали вы меня связисты со своими условностями. Я с Шумко все
вопросы решил, хотя он и сопротивлялся, тем не менее я его сломал. Если
бы у меня родилась дочка я бы уже вчера был бы у окон родильного дома,
хоть во Владивостоке. Давай забирай и лети изо всех сил на последний
самолет».
В
этот момент в каюту зашел Соколов с подписанным рапортом. Лицо его были
темнее ночи, а усы (гордость Соколова) свисали беспомощно вниз.
«Давай сюда. Подписал Шумко?. Ну вот и резолюция – все будет
нормально. Я же говори. Ну лети – счастливо!» - обрадовался за меня
Саможенов и мы с Соколовым выскочили из его каюты.
По
виду Жени и зная характер Шумко, я понимал, что что-то тут не так. Женя
помолчал и лишь когда мы спустились с ним до верхней палубы, он наконец
остановился. Посмотрел на меня с каким-то сожалением и сказал: «Ну
как я и думал Шумко в гневе, что мы прыгнули через его голову. Сделать
он ничего не может против Саможенова, но гадить будет по полной тебе.
Приказал, что бы ты зашел к нему перед отъездом на инструктаж. А я огреб
строгий выговор за обращение не по команде».
«Так Саможенов же первый меня спросил и сам предложил поехать. Может
мне никуда не ехать, если такие здесь сложности?»
«Да нет ехать надо обязательно. Ты же мужик и отец. Так что одевайся
по быстрому, собирай вещи и на инструктаж к Шумко перед отъехалом с
корабля. Не забудь купить подарки жене и дочке» - сказал Женя с
каким-то сожалением и махнув рукой побежал по трапу вниз в рубку
дежурного.
Я
быстро сбегал в каюту, собрал минимум вещей, переоделся в тужурку, одел
шинель, и шапку, взял деньги и документы, и побежал к Шумко.
«Товарищ капитан 3 ранга, разрешите войти» - постучал я в его
каюту.
«Заходи, заходи и встань перед столом, что бы я видел получше тебя.
Ну что думаете Шумко обошли? Обманули со своим Соколовым? Не дождетесь –
еще не родился человек, который бы обманул Шумко. Дай-ка мне свой
отпускной»
Я
ни слова не говоря не пытаясь оправдываться достал их офицерского
удостоверения аккуратно сложенный отпускной.
Он
внимательно его осмотрел. Посмотрел на даты: «Значит так, отпустить
Вас на 10 суток я не могу. Дежурить некому в боевой части, да и бросать
своих подчиненных на 10 суток я вам не позволю. Всего пять суток. Ну
буду добрым по отношению к вам. Даже очень добрым и в качестве подарка
разрешу вам прибыть на корабль не в 0 часов первого, а в 0 часов 2-ого
января. Вот это будет правильным» - и он переправил дату прибытия на
2 января и расписался – « А куда это вы сегодня собрались? У вас
отпуск начинается с 27 декабря» - он опять глянул в отпускной билет
– «Так что вы раздевайтесь и в ноль часов можете убывать»
«Товарищ капитан 3 ранга, так самолет на Москву сегодня последний
будет в 22 часа, а завтра следующий лишь в 14 часов. Может можно на этом
самолете улететь сегодня?» - просительно протянул я понимая, что уже
ничего мне не поможет, если Шумко принял уже такое решение.
«Нет товарищ Блытов у вас обеспечивающая смена идите и занимайтесь
своим матросами»
«Так у меня же не обеспечивающая смена. Я же сегодня только сменился
с дежурства» - ничего не понимая протянул я – «У меня есть добро
на сход сегодня Соколова и то что я остался на корабле – это
случайность. Разрешите улететь сегодня?».
«Это Соколов вам дал добро на сход, а я как его начальник поправляю
его ошибки. Это моя обязанность. Я знаю что у вас в кубрике масса
недоработок, ваши матросы заброшены, да и в вашем гальюне и в коридорах
всегда беспорядок. Так что не уговаривайте меня, разговор закончен. А
что бы у вас не было желания обмануть меня, приказываю вас прибыть ко
мне ровно в 22.30. и мы пойдем с вами и проверим ваши объекты. Ведь
самолет на Москве улетает ровно в 22? Идите занимайтесь своими
обязанностями» - он протянул мне исправленный отпускной, посмотрел
на часы и чему-то улыбнулся – «И не вздумайте идти и жаловаться
Саможенову, а то я вообще отменю ваши отпуска».
Я
вышел из каюты, в душе у меня все бурлило. Спустился в каюту. Там меня
уже не ждали и сидели и расписывали пульку Витя Ястребенко, Володя
Шакуро и Роберт Ханов. Через пару минут в каюту прибежал Женя Соколов.
Все вопросительно смотрели на меня, понимая, что что-то случилось
экстраординарное раз я вернулся в каюту.
Я
коротко пересказал свой разговор с Шумко. Все ребята стали возмущаться,
но от этого мне не стало легче.
«Слушай Витя, а в нули часов будет самолет на Киев. Может ты успеешь
и мотанешь на свой Псков через Киев?» - предложил Женя Соколов
Я
переоделся в синюю куртку, махнул рукой и по телефону вызвал в кубрик
своей группы мичмана Кривошею (старшину команды), и побрел на
заведование готовить его к вечернему смотру Шумко.
«И что отпускной переправил? Вот сволочь какая! У человека радость, а
он грязными сапожищами….» - неслись мне в след слова сочувствия.
Весь вечер матросы из моей группы драили подведомственные заведования
группы – кормовые коридоры левого борта, офицерский гальюн и кубрик №
60. Мне казалось, что все проходящие офицеры, мичмана и матросы с
сожалением сморят на меня и сочувствуют. Из матросов не надо было никому
ничего приказывать, все сами делали свое дело. Старшины даже драили
палубу швабрами, чего никогда не было. А мичман Кривошея лично протирал
пыль на трубопроводах и принес в гальюн свой одеколон и побрызгал, что
бы не было даже запаха.
Ровно в 22.30 я вошел в каюту Шумко и доложил, что группа связи с
авиацией к смотру готова и построена в кормовом коридоре второй палубы
по левому борту.
«Ну передайте Соколову – пусть посмотрит и доложит мне» - вяло
махнул мне Шумко и стал раздеваться спать.
Я
отправился в рубку дежурного к Соколову.
«Женя он сказал что бы ты посмотрел заведования, а жаль – все
блестит»
«Давай одевайся и бегом на киевский самолет. Я твоих матросов
отправлю спать и все доложу Шумко. В журнале сходов я потом запишу, что
ты сошел в 24 часа. А ты вали и вали быстрее и у завода хватай такси и
на самолет»
«А вдруг он снова вызовет меня?»
«Не твое уже дело. Я сам решу все вопросы. Быстрее» - скомандовал
мне Женя и куда-то убежал.
Я
быстро переоделся, схватил свой нехитрый скарб побежал на проходную
завода. На такси добрался до аэропорта и хотя мест не было меня взял
дополнительно командир самолета, когда я ему изложил свою эпопею.
«Давай старлей тихонько посидишь со стюардессами. Только смотри, если
обидишь, мои орлы порвут тебя на запчасти» - со смехом хлопал он
меня по спине.
Самолет поднялся, а я сидел в обнимку со стойкой, где стояли стаканы и
пытался хоть немного поспать. Две симпатичные стюардессы всю дорогу
поили меня водой, узнав к кому и зачем я лечу. В половине второго я был
уже в Киеве в аэропорту «Жуляны», оттуда я перебрался ночью в аэропорт
«Борисполь» и через пару часов вылетел в Минск (уже купив подарки всем
родственникам и прежде всего жене и дочке - была пара часов), а к концу
дня я добрался в Псков и обнимал радостных родственников.
Жена в этот день должна была выходить из роддома, меня она конечно не
ждала (так как я звонил сразу после родов ее родителям и сказал, что
прилететь не смогу), и поэтому мой приезд, был для нее полной
неожиданностью и сюрпризом.
Несколько дней пролетели, как одно мгновение. На обратную дорогу я купил
билеты на Москву и оттуда на Николаев. Нет ничего лучше, чем быть в
кругу семьи хотя бы пару дней и особенно Новый год. Я сидел за столом с
маленькой дочкой на руках и боялся пошевелиться. Рядом я ощущал плечо
жены. Но все хорошее в конце концов заканчивается. Закончилось и время
отведенное мне на свидание с семьей. Особенно огорчало то, что улетать
из Пскова надо было в 6 часов утра 1 января – очень рано. А в аэропорт
пришлось выезжать аж в 4 часа утра. Расцеловав заплаканную жену, и
посмотрев мельком на маленькое спящее чудо, я на заранее заказанном
такси отправился в аэропорт.
Доспав немного в самолете, я приземлился в Москве в аэропорту Быково.
Мел небольшой снежок. Погода на мой взгляд стояла отличная. Вдоль трассы
стояли березки и казалось, что природа радуется Новому 1976 году. На
автобусе, почти сразу уснув я добрался до Внукова, откуда должен был
лететь в Николаев. В аэропорту висело объявление из-за бурана на южное
направление все рейсы отменяются, и их вылеты переносятся, сначала на
час, а затем еще на час, и наконец на следующий день на утро. Прокляв
все что можно и в том числе своего Шумко я отправился к администратору.
В отпускном билете мне поставили отметку со штампом о том, что вылететь
своевременно я не смог из-за плохих погодных условий и задержки всех
рейсов. С почты я дал телеграмму на корабль, что задерживаюсь из-за
погодных условий в Москве.
Затем не зная куда себя деть до следующего утра я позвонил своему другу
детства Саше Николаеву, жившему в Москве, и тот приехал за мной на
своей машине. Мы с ним обнялись, и он пригласил к нему домой праздновать
Новый год.
Утром он отвез меня во Внуково, и я благополучно улетел в Николаев. К
обеду я уже был на корабле и с огромным волнением докладывал о своем
прибытии капитану 3 ранга Шумко. В его глазах были гнев и раздражение, я
чувствовал, что он с трудом сдерживается.
Все что я думаю по вашему опозданию я вам выскажу на собрании
офицеров»
В
кают-компании меня увидел старпом и одним из первых вопросов после
поздравления был вопрос, а чего я так рано вернулся, бросив жену и
маленькую дочь.
Пришлось сказать, что это было вызвано служебной необходимостью, я
прибыл по приказанию командира БЧ-4.
Он
пожал плечами и больше ничего не сказал.
После обеда Шумко собрал весь офицерский состав в салоне кают-компании.
«И так Блытов доложите почему вы опоздали на 12 часов из отпуска?» -
задал он мне вопрос перед всеми офицерами.
«Товарищ капитан 3 ранга я же вам доложил, что была нелетная погода,
о чем имеется отметка в моем отпускном билете»
«Товарищи офицеры ну это какой-то детский лепет. Вы послушайте что он
несет. Вы были бы расстреляны если бы это было в боевой обстановке –
Шумко хищно изогнул рот - А так вы должны, нет не должны, а просто
обязаны, как дисциплинированный военнослужащий, принять все меры что бы
не опоздать ни при каких обстоятельствах. Должны были предвидеть
возможность задержки самолета в зимнее время и выехать назад на поезде.
Вот это был бы поступок настоящего военнослужащего».
«Товарищ капитан 3 ранга поезд от Пскова до Москвы идет почти сутки и
двое до Николаева. Значит мне надо было выезжать назад в день своего
приезда? »
«А что разве это было бы неплохо. Приехали, обняли жену и ребенка и
сразу назад на службу. И не опоздали бы, а теперь я даже не знаю как вас
наказать за это опоздание»
Я
стоял и молчал, молчали и все офицеры, внутренне я чувствовал, что в
душе они мне сочувствуют, но и вызывать гнев Шумко никто лишний раз не
хотел.
Шумко же продолжал: «Чувствуете что не успеваете на транспорте,
значит идете на службу пешком. Бегом – не даром вы должны сдать все
нормы ВСК. Это не просто так, а потому что должны успевать на службу.
Служба это главное в вашей жизни»
Он
немного выждал, втянул в воздух в рот и продолжил: «Объявляю за
опоздание на службу из отпуска старшему лейтенанту Блытову строгий
выговор. Надеюсь, что наша комсомольская организация не оставит в
стороне этот безобразнейший поступок офицера».
Заместитель командира боевой части по политчасти Вася Дармохлебов принял
стойку смирно и с пафосом сказал обращаясь к Шумко: «Так точно мы
разберем его поведение на комсомольской ячейке и он будет строжайше
наказан».
Шумко торжествующим взглядом обвел всех, и обращаясь в основном к
лейтенантской части подвел итоги совещания: «Так будет с каждым, кто
попытается решать свои личные и служебные вопросы через мою голову. Вот
на Блытова на днях пришел запрос для службы в 34 институте связи в
Ленинграде. Не поедет он туда, только через мой труп. Ишь чего захотел
мы здесь служим, а он будет там бумажки носить. Не выйдет и ни у кого не
выйдет пока я здесь. Служить должны прежде всего Родине!»
Шумко в минуты гнева всегда отождествлял себя с Родиной, Партией или с
Государством и перечить ему было себе дороже.
Конечно я наделся из этого дурдома уехать служить в Ленинград, но еще
интереснее было для меня перейти с кораблем на Северный флот, посмотреть
в деле первый советский авианосец. А Шумко – это проходящее. Главное
вовремя показать ему кукиш за спиной, как делал мой начальник Евгений
Евгеньевич Соколов.
Все промолчали, и совещание закончилось. В салоне остались Шумко,
Дармохлебов и командиры дивизионов, мы же пошли в нашу каюту, где я
угостил всех ребят привезенной из дома снедью.
«Вить да ты не огорчайся – главное ты увидел семью, дочку, а
остальное все наплевать и забыть» - утешали меня друзья.
«Да ладно ребята все хорошо. Но в следующий отпуск я точно выйду
пешком на службу, как завещал мне великий Шумко. И пусть тогда
доказывает, что он не дурак - командиру»
«Смотри только не более трех суток, а то припишут дезертирство и
Шумко тебя с удовольствием тебя посадит» - улыбаясь вошел в каюту
Женя Соколов – «У меня ребята тоже выговор за низкую дисциплину
офицерского состава в дивизионе».
«Жень извини! Ради тебя я могу и пешком из Пскова»
«Ладно забыли. Наливайте! Чего приуныли? Так все и было
запланировано, когда он еще уезжал»
И
Володя Шакуро стал разливать по рюмкам привезенный мной из Пскова
коньяк.
Я
еще два года служил на «Киеве» под командованием Жени Соколова и Шумко.
Корабль был тяжелый, мы были первыми в вопросе создания авианосцев для
советского флота. Это было очень трудное время. Мы делали действительно
нужное дело для нашего ВМФ. Впервые море так близко соприкоснулось с
небом. Первые взлеты, первые радости – все это было и тем не менее было
горько от сознания того, что мы служили не Родине, а капитану 3 ранга
Шумко лично, что бы на нашем поте, крови и отдыхе он зарабатывал бы себе
ордена, медали и звания и поднимался по служебной лестнице, каждый день
опуская тех, кто делал ему и связь и служил Родине.
|